| |
На показе фильма «Антихрист» Ларса фон Триера в рамках Каннского фестиваля зрители встретили финальные титры неодобрительным гулом, который заглушил жидкие аплодисменты. В его новом фильме герои страдают не только психологически, но и физически, причем это показано очень натуралистично. Сам режиссер не считает, что перегнул палку.
Критики, журналисты и просто гости, пришедшие на премьеру новой картины эпатажного датчанина, не смогли удержаться от насмешливых замечаний, выкриков «да хватит уже!» и, наконец, громкого гула неодобрения на заключительных титрах. «У-у-у» усилилось, когда на экране появился титр о том, что фильм посвящен режиссеру Андрею Тарковскому. Как пишут присутствовавшие на показе журналисты, многие зрители, выходя из зала, обсуждали, что первые два титра фильма - «Ларс фон Триер», «Антихрист», - не случайно стояли друг за другом. Датский режиссер продолжает испытывать на прочность чувства зрителей. Причем, если герои его предыдущих фильмов страдали в основном от морального насилия, то на этот раз Триер добавил еще и физического, изобразив его крайне натуралистично. Сюжет В фильме рассказывается история супружеской пары (Уильям Дефо и Шарлотта Гейнсбур), переживающей смерть их двухлетнего сына. Он выпал из окна детской в тот момент, когда его родители занимались любовью в соседней комнате. Несчастный случай и близость главных героев - это первая сцена фильма, снятая на черно-белую пленку и показанная в замедленном движении под арию для сопрано из оперы Генделя «Ринальдо». Первая половина фильма - это тяжелая психологическая драма. Первое время после смерти сына героиня Гейнсбур находится в больнице под действием сильных успокоительных. Потом муж, психиатр по профессии, забирает ее из клиники и убеждает отказаться от лекарств. Дома состояние главной героини только ухудшается, все напоминает о ребенке, и тогда они решают уехать в лес, где у них есть простой дощатый дом. Там, вместо того, чтобы оправиться, как надеялся герой Уильяма Дефо, главная героиня окончательно сходит с ума. Кстати, по фильму разбросаны намеки о том, что она и до смерти сына была не вполне здорова. Например, показываются ее записи к диссертации, которой она занималась, находясь в этом же доме с годовалым сыном. Страница за страницей текст, написанный от руки, превращается в каракули. Жизнь героев в лесной глуши по жанру больше напоминает фильм ужасов. Этому способствует цвет «картинки», музыка и поведение героини Гейнсбур. Ее безумие выливается в физическое насилие над собой и мужем. Крупным планом показано, как она наносит себе и ему увечья гениталий, причем себе - с помощью ножниц, и показано это с хирургической точностью. Надо сказать, что сексуальные отношения героев Триер отражает очень подробно и такая их кульминация шокировала зрителей. Именно в этот момент некоторые из них не удержались от гневных выкриков. Смотревшим фильм критикам и журналистам также запомнился один момент, когда они вдруг почувствовали себя зрителями не тяжелейшего психологического триллера, а фильма-абсурда. В одной из сцен, уже после переезда в лес, герой Дефо встречает лису, которая говорит ему человеческим голосом «Всем управляет хаос». Реакция Критики, не старающиеся выглядеть прогрессивными и циничными, отзываются о фильме, как об «оскорбительном». Те же, кто играет роль «нас ничем не проймешь», говорят, что фон Триер снял хотя бы нескучный фильм, чего не скажешь о его предыдущих работах «Догвиль» и «Мандерлей». Кстати, «Антихрист» - это первый фильм, где объект насилия - мужчина. До этого в фильмах фон Триера страдали женщины. Он даже как-то высказался, что насилие над мужчинами - это неинтересно, хотя позднее поправился, что он вовсе не женоненавистник. Сам фон Триер уже после премьеры заявил, что не считает нужным оправдываться за этот фильм. Он называет «Антихрист» лучшим фильмом в его карьере и объясняет, что он помог ему выйти из депрессии, в которой он пребывал два года назад. «Я не пытаюсь ничего сказать... это скорее сон, который превратился в фильм. Очень мрачный сон о чувстве вины, сексе и всяком таком», - цитирует его слова Reuters. «Антихрист» - восьмой фильм Ларса фон Триера, отобранный в основной конкурс Каннского фестиваля. Собственно, он привозил в Канны все свои основные картины. В 2000 году его «Танцующая в темноте» с исландской певицей Бьорк в главной роли взяла сразу две награды: «Золотую пальмовую ветвь» и приз за «Лучшую женскую роль». В 1996-м фильм Триера «Рассекая волны» получил гран-при фестиваля. Публика и критики всегда неоднозначно отзывались о фильмах фон Триера, даже о самых успешных. Если бы его кино было просто не-развлекательным, то его недолюбливали бы только любители мэйнстримого кино. Но он всегда стремился перейти какие-то границы - в темах страданий, жестокого обращения, физической любви. Поэтому и среди поклонников интеллектуального кино его не все понимают. И все же до сих пор самые провокационные его фильмы не встречали подобной реакции. «Я не думаю, что Ларс фон Триер бьется за успех в Каннах. Скорее - за успех у зрителя, ведь зритель - самый важный участник процесса. Скандал в Каннах - всегда хорошо для фильма, люди пойдут смотреть его просто из интереса. Триер и раньше эпатировал публику, и у него всегда получалось. Не очень крупнобюджетные фильмы, которые не были бы особенно интересны зрителю, доходили до него именно благодаря экспрессивной реакции в прессе», - считает кинообозреватель журнала TimeOut Кирилл Алехин. | |
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |